Патриарх и Патриаршество в истории Церкви и Державы

 11 октября 2007 г. в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась конференция, посвященная 90-летию восстановления Патриаршества в России.

Научный форум носил поистине общецерковный характер. Достаточно сказать, что президиум пленарного заседания, состоявший из самых маститых митрополитов — членов Священного Синода, возглавляли Предстоятели двух Поместных Церквей: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Приветствия в адрес конференции были направлены руководителем Администрации Президента РФ С.С. Собяниным и Председателем Совета Федерации С.М. Мироновым.

В приветственном слове, с которым обратился к гостям и участникам конференции Святейший Патриарх Алексий, подчеркивалось не только церковное, но и общенациональное значение служения и личности Патриарха в российской истории, особенно в периоды Смутного времени, государственных и социальных катастроф, когда Первосвятитель Русской Церкви оказывался едва ли не единственным объединяющим центром и средоточием народной жизни.

Патриаршество, напомнил Патриарх, было учреждено в Русской Православной Церкви в 1589 году, а спустя 3 года акт учреждения Патриаршества и поставление первого русского Патриарха — святителя Иова — были утверждены грамотой Восточных Патриархов. В то время Россия была единственным независимым православным государством и осознавалась всеми православными народами как гарант и защитница Вселенского Православия.

Но помимо своего международного авторитета и влияния, Предстоятели Русской Церкви прежде всего цементировали внутреннюю цельность, духовное единство народа и государства, обеспечивая светской, государственной власти высшую, сакральную легитимность. «Наиболее значимыми в этом отношении являются святитель Гермоген, чья пастырская твердость помогла народу и государству преодолеть соблазны и искушения Смутного времени, а также Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Федоровича, которому он помогал в управлении государством и способствовал осуществлению необходимых реформ, укрепивших Отечество».

Позднее, когда российская правящая элита подпала под влияние западных идей и усвоила исключительно прагматический взгляд на Церковь как на общественный институт, велением Петра I был учрежден подконтрольный государству Святейший Правительствующий Синод. Характерно, что вместе с Патриаршеством упразднению подверглось и соборное начало церковной жизни. И хотя синодальная эпоха (1721-1917 гг.) ознаменовалась в истории Русской Церкви многими отрадными явлениями: созданием системы духовного образования, плодотворной работой русских миссионеров, расцветом иночества, особенно в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах, на Валааме, в Сарове и Оптиной пустыни, тем не менее мысль о необходимости Патриаршего возглавления жила на всем протяжении синодальной эпохи.

Первый же Поместный собор Русской Церкви, успевший открыть свои заседания между двух революций: Февральской и Октябрьской — восстановил Патриаршество в России. Как известно, идея Патриаршества имела своих горячих сторонников и убежденных противников. С самого начала многодневной дискуссии члены Собора осознавали, что восстановление Патриаршества — это не просто изменение системы управления, но событие, которое коренным образом изменит строй церковной жизни. Именно в эти судьбоносные дни архимандрит Иларион (Троицкий), — впоследствии архиепископ Верейский и священномученик, — выступая на одном из соборных заседаний, сравнил пустовавшее еще в то время Патриаршее место в Успенском соборе Московского Кремля с сердцем русского Православия.

Окончательное решение было принято 28 октября — в третий день после выстрела «Авроры». Промыслительным образом как учреждение, так и и восстановление Патриаршества в Русской Церкви происходили в канун государственных потрясений: в Смутные времена семнадцатого века и семнадцатого года Православная Русь, потеряв Царя, обретала Отца-Патриарха.

За несколько следующих дней Собор определил процедуру избрания Патриарха, согласно которой было избрано три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин) — «самый умный, самый строгий и самый добрый из русских иерархов». А 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя по жребию был избран Патриарх. Им стал «самый добрый» — святитель Тихон.

В первые послереволюционные годы личность святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, стала живым укором для всех, кто раздувал пламя братоубийственной гражданской войны, символом возрождения древней традиции «печалования» Предстоятелей Церкви за нужды народа. Церковь, говорил святитель Тихон, не может быть ни «белой», ни «красной» — она должна оставаться единой Христовой Церковью.

И другой важнейший принцип: Православная Церковь, в отличие, например, от католической, не может быть вне государства или противостоять ему. Отношения Церкви и государства для православного Востока всегда строились по «модели ореха»: Церковь — ядро, державность — скорлупа. Эта модель, как ни странно, работает не только в истории Византийской и Российской империи, но и в истории России после 1917 года. Даже в условиях гонений и террора. В этом состоит таинственный мистический смысл, почему советская власть требовала от Церкви декларации о лояльности: она, власть, нуждалась — несмотря на свой атеизм и борьбу с религией — в церковной легитимации.

Преемник Патриарха Тихона, двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский), с 1925 года до 1943 года осуществлял управление Церковью сначала в звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, а затем — Местоблюстителя Патриаршего Престола. Совершая свое служение в чрезвычайно сложных условиях, он прилагал все усилия к тому, чтобы единство Церкви сохранялось. Сейчас становится все более очевидным, что именно эта мудрая церковная политика спасла Русскую Церковь от маргинализации, от окончательного «ухода в катакомбы», помогла Церкви сохранить и упрочить свое место в обществе.

Правильность линии, выбранной Патриархом Сергием, наиболее ярко подтвердилась в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. В этот период искренняя и глубоко укорененная в нашей исторической традиции патриотическая позиция Церкви, сформулированная в посланиях и официальных заявлениях Патриархов Сергия и Алексия I, нашла отклик не только в среде духовенства, но и в сердцах миллионов наших соотечественников, как в стране, так и за ее пределами.

Сохранение института Патриаршества помогло Русской Православной Церкви выстоять и в период «хрущевских» гонений, обрушившихся на Церковь на рубеже 50 — 60-х годов XX века, пережить эти гонения и, сохраняя свой духовно-нравственный потенциал, выйти на рубежи новой эпохи, которую уже современники назвали «Вторым Крещением Руси».

Как подчеркнул в заключение своей речи на конференции Глава Русской Церкви, «возрождение духовной жизни в нашем Отечестве, свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних десятилетий, имеет своим твердым основанием поистине исповеднический подвиг Патриархов XX века: святителя Тихона, Сергия, Алексия и Пимена».

Дальнейшая работа конференции проходила в трех секциях: «Церковно-каноническое значение Патриаршества», «История Патриаршества в России», «Поместный собор 1917-1918 гг. и Патриаршество в XX веке». Всего было заслушано 25 глубоких и содержательных докладов, в которых светские и церковные ученые исследовали восстановление Патриаршества в Русской Православной Церкви с точки зрения истории, источниковедения, богословия и канонического права, с привлечением новых архивных материалов.

Высокий научный уровень конференции свидетельствует о растущем интересе к объективному постижению и осмыслению истории нашей Церкви, нашей страны, о широком приобщении современного общества к духовно-историческим традициям православия.

Николай Лисовой

Источник:  Московская перспектива

Вернуться на главную страницу

Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс  |  Сайт участвует в баннерной сети ZooAdv