Берлинский фестиваль»Зебра» покажет в Москве поэтические видеоклипы

Берлинский конкурс поэтического кино «Зебра» представит на Пятом Московском международном поэтическом фестивале 15 фильмов кинематографистов из разных стран, рассказал в интервью РИА Новости искусствовед и куратор литературно-художественных проектов Берлинской литературной мастерской Эрик Энгельбрахт.«В России мы представляем свой и хотим привлечь к участию в нем как можно больше российских режиссеров. Мы привезли около 15 лучших фильмов «Зебры», сделанных в 1989-2006 годах, и покажем их в четверг в столичном клубе «Билингва», — сказал Энгельбрахт.

Среди проектов «Зебры», привезенных в Москву, — «Бестиарий» немецкого режиссера Эку Ванда (1989) на стихотворение Эрнста Яндля (1957), «15 февраля» британского режиссера Тима Уэбба (1995) на слова Питера Ридинга, «GPS — Глобальная система позиционирования» греческих режиссеров Йоргоса Дривасама и М. Антельмана (2001).

В фестивальной программе фигурируют также поэтические видеоклипы, снятые аргентинскими, бразильскими, голландскими, канадскими, австралийскими и итальянскими кинематографистами.

Энгельбрахт рассказывает, что первый конкурс поэтического кино в Берлине состоялся в 2002 году.

«К этому времени уже были, но такого понятия, как видеопоэзия, не существовало. То есть люди снимали по стихам, но они не знали, что и другие этим занимаются. Никто не знал, что это отдельный жанр», — отметил он, добавив, что еще во времена Гийома Аполлинера (1980-1918) французские сюрреалисты снимали подобные картины.

«Общеизвестно, что Берлин является городом кино, и Берлинская литературная мастерская произвела исследование и поиск фильмов, посвященных поэзии», — рассказывает куратор.

В начале 2000-х мастерская обратилась в высшие учебные кинематографические заведения Германии, и обнаружилось, что поэтических фильмов очень много.

«И тогда в 2002 году мы решили провести фестиваль видеопоэзии, который стал бы частью большого поэтического фестиваля, проводимого Берлинской литературной мастерской. Мы сделали объявление, что ищем фильмы для фестиваля, и неожиданно к нам прислали сотни и сотни фильмов со всего мира», — вспоминает Энгельбрахт.

Сегодня, по его мнению, больше всего поэтических фильмов снимается в странах Западной Европы. «Из России на фестиваль приходит очень мало фильмов, а те, что приходили, не прошли первоначальный конкурсный отбор. Это не то, чего ожидаешь от такой большой страны с богатой поэтической традицией», — с сожалением отмечает немецкий куратор.

На вопрос, есть ли Европе специальные студии, которые производят поэтические видеоклипы, Энгельбрахт отрицательно покачал головой: «Нет, пока это делают, в основном, молодые режиссеры, которые находятся в начале своей карьеры. Они это делают в частных студиях и часто в качестве дипломных проектов».

Многие европейские поэтические фильмы представляют собой игровые ленты с профессиональными актерами, однако в последнее время появляется все большее количество анимационных фильмов.

«Фильмы возникают следующим образом, — продолжает свой рассказ Энгельбрахт: — либо режиссер так впечатлился стихотворением, что решил снять на его основе фильм, либо он просто знаком с автором, либо, напротив, ищет сценарий для своего короткого фильма и вместо сценария использует стихотворение».

Среди требований, предъявляемых к фильмам, участвующим в Берлинском конкурсе, он называет следующие: в основе клипа должно быть поэтическое произведение, его продолжительность не должна превышать 15 минут, срок производства — не более двух лет. Обязательно также наличие английских субтитров.

«Однако настоящий отбор происходит потом, когда начинает работать комиссия, в которую входят профессионалы из сферы литературы, кино и СМИ. Тут вступают в действие неформальные критерии. Во-первых, должен быть понятен эстетический язык. Во-вторых, фильм может быть прекрасно снят, но нам он ничего не говорит. Мы может оценивать только те фильмы, которые нас затрагивают», — отмечает куратор Берлинской мастерской.

На конкурсе «Зебра» поэтические видеоклипы делят и по номинациям: отмечаются самые экстремальные и самые яркие фильмы.

«Кроме того, все приходящие фильмы для ориентации зрителя мы делим на содержательные категории. Например, фильм про город, международный опыт, человеческие взаимоотношения» — рассказывает Энгельбрахт.

В последнее время Берлинскому конкурсу поэтического кино «Зебра» все большую конкуренцию составляет Интернет, в частности ресурс youtube.com, где также представлены поэтические фильмы.

«Однако есть функция фестиваля, которую Интернет все же не сможет заменить — это личное общение. Фестиваль — место, где не просто смотрят фильмы, но собираются и общаются люди, которые их делают», — убежден Энгельбрахт.

«Фестиваль является платформой общения для молодых кинематографистов, которые обмениваются своим опытом. Поэты читают свои стихи, одновременно с этим демонстрируются фильмы. То есть фестиваль — это место прямой связи поэзии с кино», — считает он.

Сегодня в архиве «Зебры» — более 2 тысяч поэтических видеоклипов из 50 с лишним стран.

В поэтических клипах российских авторов, которые немецкий искусствовед уже успел посмотреть на московской «Биеннале поэтов», он отмечает оригинальный подход и яркое использование музыки.

«Российские клипы кажутся мне очень свежими. Те, что я видел на «Зебре», отличает большая концентрация на тексте и визуальном ряде, а в русских очень много музыки — активной и удачной, достаточно агрессивной, но, тем не менее, уместной», — заключает он.

Пятый Московский международный поэтический фестиваль «Биеннале поэтов» открылся 20 октября и продлится до 12 ноября.

РИА Новости

Вернуться на главную страницу

Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс  |  Сайт участвует в баннерной сети ZooAdv