В Петербурге на суд публики представили редкие веера уникальных форм

Выставка необычного оружия открылась в Петербурге. Его использовали не на дуэлях, а на светских раутах, балах и приeмах. Ещe в XVIII столетии «оружием кокетства» называли дамский веер. На выставке представлены самые разные экспонаты — от уникальных произведений французских мастеров до изделий, изготовленных на советском компрессорном заводе.

Эту выставку готовили 14 лет. Веер, хоть и называют «изощренным оружием светского флирта», вещь все-таки хрупкая и крайне недолговечная. То, что делает его живым предметом — складной механизм — его и убивает.

Елена Янковская, реставратор вееров: «Его несколько раз — 12 слоев, можете себе представить! — кто-то пытался склеивать и собрать. И постепенно, когда он попал в реставрацию, это называется сухое расслоение, т.е. здесь нельзя было мочить, потому что неизвестно, как поведет себя клей, какие пятна будут на поверхности. Эти слои удалялись постепенно».

Именно поэтому из полутора сотен вееров, хранящихся в фондах Музея истории Петербурга, пока выставлено только 94. Зато самые-самые. Вот, например, деревянный веер эпохи Французской революции. Весь в лозунгах и символах якобинцев. А вот веер траурный. Веер для свадьбы. Веер дневной и вечерний. Но чаще всего использовался, конечно, бальный.

Татьяна Шатунова, хранитель фонда костюмов и тканей Музея истории города: «Женщина могла прикрыть часть лица, наблюдая за балом, могла скрыть свое смущение, если вопрос какой-то ставил ее в тупик».

В XVIII веке, когда веер попал в Россию, его уже почти не использовали по прямому назначению. Для светских львиц он стал средством тайного общения: прикосновение к щеке, означало «нет». Поглаживание руки закрытым веером — «не приходи сегодня». А удар по ладони — «я требую ответа!».

Татьяна Шатунова, хранитель фонда костюмов и тканей Музея истории города: «А его еще назвали «оружие кокетства», «жезлом прекрасной дамы», «предмет для праздных женщин», — и это все о нем!»

Простой предмет, но сколько форм! — в виде круга; в виде сигары; с зеркальцем; в форме складного зонтика. Искусство мастеров достигло своего пика к началу XX века. Но спустя всего несколько десятилетий веер стали использовать уже только в рекламных целях и в качестве сувениров. Эта период истории веера представлен произведениями Уральского компрессорного завода и советской артели «Гребешки-Пуговицы». На витрине под ними поясняющая — «Штамповка».

Репортаж Дмитрия Витова

Первый канал

Вернуться на главную страницу

Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс  |  Сайт участвует в баннерной сети ZooAdv