- Корпункт ПОЗИТИВ - http://newsoffice.ru -

Роботам выдали водительские права

Автомобильный автопилот

Американский штат Невада разрешил ездить по дорогам общего пользования машинам с автопилотом. Правда, законодательная база для этого решения пока не проработана. Несмотря на то что технологии, позволяющие машинам ехать самостоятельно, есть и сегодня, вопрос степени ответственности водителя и автокомпании в случае ДТП так нигде в мире и не определен.

Впервые в истории получено разрешение на езду в автомобилях с автопилотом за рулем по дорогам общего пользования. Такое решение приняли власти штата Невада, . Правда, речь идет не обо всех дорогах, а лишь об отдельных участках, и технические требования к таким машинам будут разрабатываться только к 2020 году.

Технологии, позволяющие автомобилю ехать самому, есть уже сейчас у многих крупных автокомпаний. Более того, частично они применяются в современных системах безопасности для помощи водителю. Камеры и датчики, рассредоточенные по кузову машины, позволяют бортовому компьютеру сканировать мертвые зоны и не давать водителю перестроиться, если под боком у него другой . Специально настроенные датчики сканируют дорожные знаки и выводят информацию о разрешенном скоростном режиме на монитор бортового компьютера или проецируют на лобовое стекло. Другие датчики мешают перестроиться на встречку через сплошную линию разметки. Машины умеют сами парковаться, оценив свои габариты и пространство на парковке, могут сами экстренно тормозить в случае возникновения препятствия и могут поддерживать заданную дистанцию за впереди идущей машиной, притормаживать вместе с ней или ускоряться.

С помощью этих технологий, машину может вести даже ребенок. Электроника берет на себя все больше рисков, контролирует все больше зон.

Но эти системы безопасности вмешиваются в управление автомобилем, они не снимают ответственности с водителя за происходящее. Они лишь подсказывают, направляют, помогают, но не принимают решение за водителя. Подключить к такой умной машине навигатор и google maps и отправить ее в самостоятельное путешествие оставалось для инженеров вопросом времени. Такие машины ездят по заданным координатам по полигонам в экспериментальном режиме уже много лет. Но выпускать их на трассы компании не решаются.

Хотя, казалось бы, раз системы безопасности помогают водителю избежать аварии, потому что «видят» больше, значит, автопилот должен вести машину безопасней, чем человек.

Он не отвлечется от дороги, не будет болтать по сотовому, не уронит на колени сигарету и не начнет на скорости ее поднимать. Не заснет за рулем и не потеряет концентрацию.

Поголовной роботизацией снимается вопрос высокой смертности на дорогах всего мира. В год в мире в автоавариях гибнут 1,3 млн человек. Да и для автопроизводителей такое технологическое развитие стало бы логичной вехой. Освободившийся от вождения человек за рулем будет нуждаться в новых мультимедийных технологиях, которые будут его развлекать.

И если бы в потоке стали двигаться одни только роботы, наверное, аварийность бы значительно снизилась. Но по дорогам ездят люди. И предотвратить некоторые аварийные ситуации не могут даже роботы. Да и техника ломается: неконтролируемое ускорение на «Тойотах» расследуется до сих пор. В 80 процентах случаев в ДТП виноваты водители, но есть 3—5% ДТП, к которым приводят технические сбои. На дороге с большой плотностью движения и большими скоростями на автобанах риск ДТП довольно высок.

Автопилоты, конечно, используют на поездах и в самолетах. Но их передвижения согласованы с диспетчерами, внесены в реестры и скоординированы так, чтобы избежать столкновений. Которые, к слову сказать, иногда все же происходят.

Автомобильщики тоже разрабатывают универсальную систему оповещений о ситуации на дороге Car to car. Машина видит аварию или другое препятствие на дороге и передает данные и координаты другим машинам, которые находятся рядом, те — другим и т. д. Но внести в единую программу передвижение множества машин по аналогии с воздушными коридорами и железнодорожными путями невозможно. Есть еще одна разработка — автоколонны, которые будут двигаться гуськом. Главная машина с водителем подает сигналы, как ехать, когда перестраиваться, а остальные подключенные к колонне повторяют за ней. Это снизило бы затраты на автоперевозки и облегчило бы работу логистических компаний.

Но вопрос, кто будет нести ответственность в случае аварий, тем более со смертельным исходом, все еще открыт. Человечество много лет ждет столкновения с роботами, которые принимают решения, и, когда такой окажется рядом в потоке, кто гарантирует, что он не сломается?

Это все равно что выпустить на охоту робота с ружьем. Кто будет отвечать, если он случайно застрелит человека?

С другой стороны, автопилоты в самолетах не отменили даже после столкновений, так же как используют их в поездах. Техника, даже при том, что она ломается, ошибается реже, чем человек. Но о тотальном применении роботомобилей говорить преждевременно. Даже если их разрешат во всех странах мира, умные машины будут стоить дорого. А потому вывезти из аварийной ситуации они смогут только автомобилистов класса люкс.

Мария Цыбульская

Источник: http://www.gazeta.ru/