- Корпункт ПОЗИТИВ - http://newsoffice.ru -

Райские кущи в столичной галерее

Выставка «Потерянный рай» в московской галерее «Проун» рассказывает не о парадизе как таковом, а о той тоске по совершенству и благоденствию, которую испытывало человечество во все времена.

Деревянные Адам и Ева от сельского скульптора Владимира Зазнобина

Из века в век воображение продуцирует художественные сюжеты, где тема гармоничного соседства всего сущего трактована вне канонов, очень лично, по авторским представлениям. Именно ей посвящена экспозиция, соединившая произведения разных времен, жанров и технологий. В едином выставочном пространстве уживаются и самодеятельные народные художники, и авангардисты, и постмодернисты. Не обходится даже без детских рисунков, которые выступают здесь в роли специфических камертонов, мол, незамутненная фантазия младенца способна лучше всего поведать о вселенской гармонии. Впрочем, камертоны эти зрителю не очень пригождаются, поскольку проект в целом представляет собой довольно пестрый коллаж.

Надо приложить немало воображения, чтобы перебросить условный мостик от цыганского ковра с намалеванными яркими цветами к французской декоративной вышивке XV столетия. Или увязать картину неизвестного художника «Олень» (явно купленную лет пятьдесят назад на базаре) с неоакадемическими аппликациями покойного питерского гуру Тимура Новикова. Пышная гурия, нарисованная на стекле неведомым турецким мастером, красуется неподалеку от деревянной композиции «Адам и Ева» наивного сельского скульптора Владимира Зазнобина. И так далее. Восхитительный «Черный лев» Нико Пиросмани, эскиз Петрова-Водкина к полотну «Изгнание из рая», визионерские рисунки футуриста Василия Чекрыгина (между прочим, последователя федоровской «Философии общего дела», то есть адепта рукотворного парадиза), китайские нашивки для праздничных юбок, идиллические фотографии полуторавековой давности — чего тут только нет.. Кладовые московских собирателей искусства по случаю выставки поворошили изрядно (проект изначально затевался как коллекционерский). Вышел ли толк? Пожалуй, вышел.

Дмитрий Смолев

Источник: Известия.ру